Общение с заказчиком

Как общаться фрилансеру с заказчиком?

Вы в качестве фрилансера-новичка уже перешли к активным действиям по привлечению заказчиков и знаете, на каких ресурсах их искать (об этом шла речь в статье Как фрилансеру искать заказчиков ). Сегодня я расскажу о типах контактов с вашими потенциальными работодателями и об особенностях общения с ними (читай: ведения переговоров).

 

Существует два типа контактов с заказчиком:

 

  • заказчик ищет исполнителя;
  • вы сами предлагаете свои услуги.

 

В зависимости от источника может использоваться один из этих типов, либо сразу оба. Причем в разных формах и с разными каналами коммуникации. Как через личные сообщения, так и по электронной почте, в скайпе или даже через мобильный телефон, а то и личную встречу (если обе стороны проживают в одном городе). Ваша конечная цель – чтобы заказчик при любом варианте выбрал именно вас.

 

Возникает резонный вопрос – как произвести на заказчика хорошее впечатление и получить заказ? О, убеждение заказчика – это наука и искусство в одном флаконе. И здесь крайне важен самый начальный, первый этап.

 

В общих чертах ваша задача выглядит примерно так:

 

  • настроить нужным образом информацию в ваших профилях (об этом мы уже говорили);
  • составить коммерческое предложение для отправки заказчикам напрямую или создать рабочую тему на форуме. Ваше предложение или тема должны быть цепляющими, не используйте стандартные фразы типа «я хороший специалист» или «я вам могу помочь». В деловой форме, корректно и коротко, указывайте ваши преимущества перед другими фрилансерами;
  • писать эффективные письма при ответах в проектах заказчика. Не перегружайте вашего потенциального работодателя длинными, утомительными, чересчур подробными письмами – едва ли он прочитает их до конца, постарайтесь изложить суть в первых трех коротких фразах.

 

Далее я дам вам предельно лаконичный перечень основных правил общения с заказчиком, которые вам необходимо усвоить. Итак:

 

1. Общение должно быть предельно корректным и уважительным с вашей стороны. Панибратство или зазнайство недопустимы (да я тут весь такой крутой и продвинутый, давай мне свой заказ, для меня это семечки), соблюдайте меру и ровную учтивость.

 

2. Отвечайте на все вопросы заказчика, какими бы странными или глупыми они вам ни казались. Многие новички горят именно на этом, они игнорируют часть вопросов, считая ответы на них пустой тратой времени или отсеивая их в категорию мелких и незначительных.

 

3. Не заискивайте перед заказчиком, не суетитесь и не угодничайте (ну, возьмите меня, дайте мне шанс, пожалуйста, не отдавайте заказ другому), этим вы снижаете свою планку специалиста. Ведите себя с ним на равных, достойно, ибо вы – партнеры, и ни один из вас не ниже и не выше другого.

 

4. Вооружившись весомыми доводами, убеждайте, что вы справитесь с проектом. Подтверждайте свою уверенность фактами (например, вы уже делали такую работу и делали успешно, либо что вы имеете необходимые знания и навыки для выполнения этого проекта). Не скромничайте и не замалчивайте свои достижения.

 

Новички часто не знают, в какой форме подавать заявку в проект заказчика. Что говорить? О чем писать? Вот самые эффективные варианты:

 

  • задайте профессиональный вопрос, соответствующий теме проекта – так заказчик сможет убедиться, что вы понимаете, о чем идет речь, что вы знаете предмет и даже его тонкости;
  • покажите ваши преимущества, при этом они должны отличаться от других: «быстро, качественно, недорого» – это не преимущество, это штамп, а вот то, что вы понимаете тему, потому что работали в такой-то должности, в такой-то компании, занимались такими-то проектами – вот это преимущество;
  • продемонстрируйте ваш профессионализм в предложенных вами вариантах исполнения проекта. То есть «на подступах» начните решать проблему заказчика и предлагать конкретные пути этого решения. Втягивайте собеседника в диалог, давайте ему понять, что вы не просто подаете заявку, а искренне заинтересованы предстоящей работой, и у вас уже есть готовые решения. Это здорово мотивирует работодателя на то, чтобы выбрать среди множества исполнителей именно вас.

 

Ваша главная задача – понять заказчика и фактически подстроиться под его ожидания. Вам надо четко дать ему понять, что именно вы готовы его проблему решить. Может, не с первой заявки, но гарантированно скоро при таком подходе вы получите ваш первый заказ. Читайте также - Плюсы фриланса

 

© 2011-2020